Структура профориентационной работы
МБОУ СОШ с.п. «С.В.Эконь»:
Направление работы с учеником направленное на его самоопределение:
6.1 Семья, родители
Родителей все большие и больше начинает волновать будущее их детей, связанное с их самоопределением, выбором профессии и места дальнейшего (уже профессионального) образования, поэтому оснований для укрепления взаимодействия педагога с семьей по вопросам самоопределения появляется вполне достаточно.
В самом общем плане можно выделить следующиеосновные направления работы с семьямисамоопределяющихся обучающихся (эти направления как раз и могут стать основой плана совместной работы с родителями).
Понятно, что когда речь идет о взаимодействии с семьей самоопределяющегося ребенка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и другие члены семьи.
6.2. СДК
6.3. Учреждение дополнительного образования ЦЭК
6.4.Школа
Начальная школа
Задачи:
- разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, областей знаний, их важности и необходимости;
- знакомство с особенностями социально-производственной инфраструктуры села;
- привитие элементарных трудовых навыков;
- формирование положительной направленности к умственной, познавательной и трудовой деятельности.
Методы работы:
Период обучения в основной школе (5-7 классы):
Задачи:
- формирование информационной основы самоопределения и выбора профессии;
- формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах;
- воспитание готовности к трудовой деятельности.
Методы:
(8-9 классы)
Задачи:
- формирование способности к обобщенному способу анализа профессии;
- расширение знаний о мире профессионального труда;
- формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей при выборе профессии;
- формирование умений и навыков оценивать себя и соотносить данные самооценки с требованиями, предъявляемыми различными профессиями к специалистам;
- информирование школьников о средних специальных учебных заведениях.
Методы:
Специалисты занимающиеся вопросами профориентации и самоопределения учащихся, сферы деятельности:
№ п/п |
Должность |
Направление профориентационной деятельности |
1. |
Психолог |
Координирует работу школы по самоопределению обучающихся, реализуя следующие направления: - поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся; - планируею работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; - осуществляют анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся). |
2. |
Классный руководитель |
- организует индивидуальные и групповые беседы, диспуты, конференции; - ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся; - организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; - организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; - проводит анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; - проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению; - организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений |
3. |
Учителя-предметники |
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: - обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; - способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; -проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; - адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей класса, особенностей учащихся. |
4. |
Библиотекарь |
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь проводимой работе по самоопределению; - изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; - обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); - регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.). |
5. |
Медицинский работник (работник ФАП) |
- способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства; - проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности карьеры и здоровья человека; - организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на карьеру; - оказывает помощь классному руководителю в анализе деятельности учащихся. |